АЛЛИЛУЙЯ ЛЮБВИ ,АЛЛИЛУЙЯ !


Официальный сайт Алексея Рыбникова

Николай Петрович Караченцов

актеры советского и российского кино

материал из Википедии

ЮНОНА и АВОСЬ (рок-опера)

«Юнона» и «Авось» — одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор.

В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова.
История создания
В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Захарову понравилась музыка, и тогда же возникла идея создать на ее основе музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве». Он обратился с этим предложением к поэту Андрею Вознесенскому (это была их первая встреча), однако тот эту идею не поддержал:
Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову о полку Игореве», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет автор «Слова». Я говорю: «У меня есть своя поэма, она называется „Авось!“ о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме». Марк растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день он мне сказал, что он согласен и что мы сделаем оперу, причем выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор.
В основу либретто была действительно положена поэма «Авось» (1970), хотя для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. Поскольку слово «рок-опера» в то время были запрещены (как и рок-музыка вообще), авторы написали под названием произведения: «современная опера». Постановка танцевальных номеров была осуществлена балетмейстером Владимиром Васильевым, который также изначально почувствовал, что готовящаяся постановка не имеет аналогов на советской сцене.
В отличие от предшествующей рок-оперы Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую комиссия отклоняла 11 раз, новый спектакль был разрешён сразу. При этом, по воспоминаниям Вознесенского, перед прохождением комиссии Захаров поехал с ним на такси в Елоховский собор, где они поставили свечки у иконы Казанской Божьей матери (которая упоминается в опере).[2] Три освященных иконки они привезли в театр и поставили в гримерке на столике у Николая Караченцова, Елены Шаниной и Людмилы Поргиной, исполнительницы роли Богоматери («Женщины с младенцем», как было написано в программке).
Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Фернандо). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова, на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам:
Западная пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень. Спектакль играли, но не выпускали за рубеж, очень долго не выходила пластинка (на спектакль ведь ходит 800 человек 2-3 раза в месяц, а пластинка — это массовая известность). Меня даже не признавали автором, не подписывали со мной договор, и я судился с Министерствои культуры СССР, на суд приходили иностранные корреспонденты… Выиграв суд, я попал в категорию людей, с которыми лучше вообще не связываться.

Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке, затем в Германии, Голландии и других странах. Впоследствии опера была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии Германии, Южной Корее.
В «Ленкоме» более чем за четверть века спектакль выдержал сотни представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом (исполнители главных ролей несколько раз менялись, хотя в роли Николая Резанова неизменно, до несчастного случая, выступал Николай Караченцов).
Сюжет
Сюжет поэмы «Авось!» (1970) и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящен путешествию русского государственного деятеля, графа Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 и его встрече с юной Кончитой, дочерью коменданта Сан-Франциско.
По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в Ванкувере, когда «глотал... лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.
Николай Резанов, руководитель первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Однако Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 42 лет. Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтерее.
Естественно, и поэма, и опера — не документальные хроники. Как говорит об этом сам Вознесенский:
Автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных. Да и трагедия евангельской женщины, затоптанной высшей догмой, — недоказуема, хотя и несомненна. Ибо не права идея, поправшая живую жизнь и чувство.

Список музыкальных тем
• Пролог
• Отпевание
• Романс «Я тебя никогда не забуду»
• Ария Резанова «Душой я бешено устал»
• Сцена в церкви, молитва
• Ария Пресвятой Девы
• Песня моряков «Авось»
• Плавание
• Прибытие в Америку
• Сцена на балу
• Белый шиповник
• Ночь. Спальня Кончиты.
• Ария Резанова «Ангел, стань человеком»
• Дуэль с Федерико
• Помолвка
• Монолог Резанова «Принесите мне карты открытий»
• Хор и сцена «Воздайте Господу»
• Сцена в келье. Ожидание Кончиты
• Финал
• Эпилог. «Аллилуйя»
Пластинка с музыкой из спектакля, вышедшая в 1983, содержит запись 1980 года, т.е. еще до премьеры самой рок-оперы в театре.
Впоследствии был выпущен аудиодиск к двадцатилетию спектакля в исполнении актёров театра "Ленком" (диск 1983 года был записан без их участия), с несколько другим содержанием:
• Пролог
• Романс Офицеров
• Душой Я Бешено Устал
• Молитва Первая
• Молитва Вторая
• Ария Девы
• Авось
• Белый шиповник
• Ангел, Стань Человеком
• Я Тебя Никогда Не Забуду
• Хор Воздайте Господу
• Я Умираю От Простой Хворобы
• 35 Лет Ожидания
• Реплика Человека От Театра
• Аллилуйя
Телеверсии
Существует две телеверсии спектакля — 1983 и 2002 годов. В первой версии запечатлен классический вид спектакля с Николаем Караченцовым, Еленой Шаниной и Александром Абдуловым.
В новой версии, снятой к 20-летию спектакля, заняты Николай Караченцов, Анна Большова и Виктор Раков.

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ...

подробнее на http://rezanov.krasu.ru/

Русский эмигрант Александр Афанасьевич Шпилин в своем очерке писал: «Ни один государственный деятель не приобрел за границей, — несмотря на вековую враждебность и даже ненависть к России — такой трогательной симпатии, как Резанов. И не странно ли, не больно ли, что Резанов остался забытым и неизвестным в России. Мы не имеем намерения писать монографию об этом замечательном деятеле, для этого у нас уже нет времени и возможности. Мы ставим себе весьма скромную задачу: собрать доступные нам источники и, указав ценность каждого из них, тем самым помочь историку. Пусть этот наш посильный труд будет скромным венком на забытую могилу Н.П. Резанова.»

розы командору Мы присоединяемся к автору этих строк и посвящаем наш скромный труд Великому сыну России — Николаю Петровичу Резанову.

Романтическая любовь Николая Резанова и испанской красавицы Кончиты, воспетая многими поэтами и писателями, достойна восхищения во все времена наряду с историями Александра и Таис, Перикла и Аспазии, Антония и Клеопатры, Ромео и Джульетты. Должны ли мы предать забвению эту историю? Аргуэльо Консепсьон (Кончита)

...Была Кончита, дочь коменданта Президио — очаровательная, прекрасная, лучезарная — Конча Аргюэлло. В этой старой Президио она родилась. Здесь в восторженной весёлости ее невинного детства, она танцевала. В лучах солнечного восхода, дневного сияния и заката проходило её детство и расцветало в женственность. В этом старом здании она властвовала, как королева. Здесь она возглавляла торжества, здесь она была главой празднеств...

...К этому заливу 8 апреля 1806 года с Севера прибыло «Юно» — судно русского камергера Резанова. И случилось чудо любви...

Я знаю, чем скорей уедешь ты,
тем мы скорее вечно будем вместе.
Как не хочу, чтоб уезжал,
как я хочу, чтоб ты скорей уехал,
Возьми меня, возлюбленный, с собой.
Я буду тебе парусом в дороге.
Я буду сердцем бури предвещать,
Мне кажется, что я тебя теряю...
А. Вознесенский

... Дня 21 мая около 4-х часов пополудни — «Юно» — снялось с якоря на Ситку и, проходя форт Св. Иокима, салютовало 7-ю залпами и в ответ получило 9-ть... Губернатор Калифорнии со всей семьей Аргюэлло, друзья и знакомые собрались на форту и посылали — «Адье» — шляпами и платками...


И одна верная душа стояла, смотря к морю, пока корабль не исчез за горизонтом...

Десять лет в ожиданьи прошло
Ты в пути. Ты все ближе ко мне.
Чтобы в пути тебе было светло,
Я свечу оставляю в окне.
Двадцать лет в ожиданьи прошло,
Ты в пути, ты все ближе ко мне.
Ты поборешь всемирное зло...
Я свечу оставляю в окне.
Тридцать лет в ожиданьи прошло,
Ты в пути, ты все ближе ко мне.
У меня отрастает крыло!
Я оставила свечку в окне...
А. Вознесенский

Николай Резанов скончался в Красноярске 1 марта 1807 года по пути следования в Санкт-Петербург «на полдороге к истине и чуду», а она ждала его 35 лет, после чего ушла в монастырь под именем Мария Доминга. Чтобы со временем воссиять людям в образе символа Великой Любви.

Удивительна одиссея камергера Резанова. Несмотря на то, что он прожил недолгую жизнь, повидать ему пришлось на своем веку многое. Блестящий двадцатитрехлетний гвардеец-кавалергард, он сопровождает императрицу Екатерину Великую в ее поездке в завоеванный Крым... Награды и почести на протяжении всей службы у трех российских императоров... Но одна награда пришла к нему слишком поздно, когда его уже не было в живых, — это потрясающая и трагическая в своей верности Великая любовь. Вот история любви, подобной которой доселе не было в мире, и которая так восхитила русского офицера Александра Шпилинского, оказавшегося по воле рока в Америке, лейтенанта армии США Георга Эллиота, послужившая Брет Гарту, Андрею Вознесенскому, Андрею Соколову и многим другим писателям, поэтам, художникам темой для творчества.

Добавлю небольшую справку ...

ЮНОНА (лат. Juno), древнеиталийская богиня, супруга Юпитера, богиня брака и рождения, охранительница женщин, носила прозвания Юнона Монета, Соспита и др. 1 марта праздновались в честь её матроналии. Юноне был посвящён храм на Капитолии. Юнона изображается с шлемом и панцирем (статуя в Ватикане); впоследствии отождествляется с греческой Герой.

АВОСЬ - которое можно интерпретировать как выражение "необоснованной надежды", часто рассматривается как отражающее исконно русское мировоззрение, свидетельствующее о своего рода пассивной, фаталистической позиции. Исходя из некоторого сложившегося на данный момент положения вещей, а оно может быть благополучным (Они поженились в прошлом году. Хорошо живут. Авось и дальше так будет), неблагополучным (У меня голова болит; я вышла на воздух - авось пройдет! (И. Тургенев, цит. по МАС)) или нейтральным (Старые сапоги выбрасывать не стал. Авось еще пригодятся!), мы ориентируемся на возможность благополучного (или, по крайней мере, не неудачного) развития событий в будущем, хотя никто (в том числе и сам говорящий) не несет ответственности за то, что будет. ПОДРОБНЕЕ НА http://www.infolex.ru/AAVOSS1.html



Hosted by uCoz